Новости

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сигвей?

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сигвей? Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сигвей?
25/07/2018 | 10:50 670

Нужны ли права на гироскутер, моноколесо, сигвей?

            Электрические транспортные средства получили широкое распространение за последние несколько лет. Электротранспорту присваивают разнообразные названия: гироскутер, моноколесо, сигвей и другие. Они соответствуют различным типам конструкции. Однако объединяет их одна общая черта. Все эти транспортные средства предназначены для передвижения только одного человека.

            В связи с этим сложилось впечатление, что гироскутеры представляют собой игрушки, которыми могут пользоваться даже дети.

            Чем же является сигвей с точки зрения ПДД РФ и нужны ли для его использования водительское удостоверение разъясняет заместитель командира 11 батальона ДПС Владимир Романов.

            Сигвей - двухколесное транспортное средство, для управления которым используется руль, похожий на велосипедный.

            Гироскутер - двухколесное транспортное средство, не имеющее руля. Управление происходит путем переноса массы тела.

             Моноколесо - транспортное средство с единственным колесом. Управляется переносом массы тела.

            Все перечисленные транспортные средства имеют электрический двигатель, а также оснащены специальными датчиками, которые автоматически поддерживают равновесие. Т.е. управлять перечисленным транспортом довольно просто, обычно с этим без проблем справляются дети 10-12 лет. Минимальная стоимость указанных транспортных средств сравнима со стоимостью велосипеда.

            Электрические транспортные средства в первую очередь предназначены для быстрого передвижения по городу, они имеют запас хода в несколько десятков километров. Величина зависит от конкретной модели. Скорость передвижения составляет несколько десятков километров в час.

            С точки зрения ПДД перечисленные транспортные средства могут быть отнесены к велосипедам, мопедам и мотоциклам:

            "Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

            "Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

            "Мотоцикл" - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

            Все перечисленные типы транспортных средств предусматривают наличие как минимум двух колес. Поэтому моноколесо с точки зрения ПДД ни в одну из перечисленных категорий не попадает, и водительское удостоверение для управления им не нужно. Обладатели моноколес должны соблюдать общие правила дорожного движения, предназначенные для всех транспортных средств. Т.е. моноколеса должны ездить исключительно по проезжей части.

            Сигвей и гироскутер имеют 2 колеса, поэтому в зависимости от своих характеристик могут считаться и велосипедами, и мопедами, и мотоциклами.

            Гироскутер является велосипедом, если мощность его двигателя не превышает 0,25 кВт, а максимальная скорость не превышает 25 км/ч.

            Сигвей является мопедом, если мощность его двигателя составляет от 0,25 до 4 кВт, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

            Сигвей является мотоциклом, если его максимальная скорость превышает 50 км/ч.

            В данном случае решающее значение имеет мощность электрического двигателя сигвея или гироскутера. На практике подобные транспортные средства продают через интернет и мощность двигателя на странице зачастую не указывают. Это ведет к тому, что только получив товар его счастливый владелец обнаруживает, что мощность электродвигателя составляет в районе 500 Вт, т.е. транспортное средство относится к мопедам. Для управления ими потребуется водительское удостоверение категории «М» или любой другой категории. Это вполне стандартная ситуация, т.к. большинство гироскутеров и сигвеев на практике действительно относятся к мопедам, а есть некоторые модели, которые способны развивать скорость более 50 км/ч. Они относятся к мотоциклам.

            Управление гироскутером или мопедом лицом, не имеющим прав, повлечет штраф в размере 5000 - 15000 рублей. Если же родители передают управление гироскутером ребенку, не имеющему прав, они получат штраф в размере 30000 рублей.

            Отметим, что водители сигвеев и гироскутеров должны соблюдать требования ПДД для мопедов. Т.е. они могут двигаться исключительно по проезжей части, и в некоторых случаях по обочине. По тротуарам и пешеходным дорожкам гироскутерам ездить нельзя.

            Если Вам попадется модель, имеющая меньшую мощность, то использовать ее будет нужно в соответствии с ПДД для велосипедистов. Соответственно, для управления гироскутером малой мощности водительское удостоверение не потребуется.

            Покупатели зачастую не знают, что они покупают электрический мопед, для управления которым требуется водительское удостоверение. При этом езда на подобных транспортных средствах по правилам (по проезжей части) может быть весьма опасной.

Разумеется, остановить технический прогресс невозможно, но нельзя упускать из виду и то, что меняется не только техника, меняется дорож­но-транспортная ситуация. В условиях интенсивного движения, особенно в городах и на пригородных автодорогах, двухколёсные средства передвижения под управлением лиц, не получивших специальную водительскую подготовку, не знающих Пра­вила дорожного движения, не имеющих элементарных навыков безопас­ного поведения, становятся источником смертельной опасности.

Обстоятельства, причины и последствия дорожно-транспортных проис­шествий с участием детей и подростков, по опыту предыдущих лет, различны, но предпосылка всех этих трагедии одна: роль водителя транспортного средства исполнял ребенок – тот, кто не соблюдал правила и на дорогу выезжать не должен был. Благие, но абсолютно неразумные поступки родителей, подаривших своим детям дорогие механические иг­рушки, принесли в семьи не радость, а огромное, непреходящее горе.

Подобные дорожно-транспортные происшествия являются жесто­ким по своей наглядности, а потому очень убедительным подтверждением того, что на дороге не может быть разных правил движения и разных требований к его участникам.

            Большое значение имеет грамотность поведения на дорогах самого ребёнка и его родителей. Именно поэтому небезразличные к жизни детей взрослые: педагоги и инспекторы ГИБДД проводят разъяснительную работу, и напоминают, что при вождении двухколёсного транспорта необходимо следить за его исправностью и не стоит забывать о неукоснительном соблюдении правил и об обязательном использовании защиты и шлема во время поездок.